icon_phone
г. Челябинск, ул. Елькина, д.76, офис 103,гостиница"Визит"
+7 (902) 890-08-98
Бесплатная консультация с 09.00 до 21.00

Экологическое проектриование

Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Кому и зачем нужно разрабатывать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ)?

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ все организации, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, должны провести инвентаризацию выбросов и разработать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Росприроднадзор принимает решение о целесообразности утверждения разработанного проекта ПДВ и выносит решение о выдаче Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу (при условии соблюдения условий производства, согласованных в проекте ПДВ). Вышеперечисленная документация является основанием для выдачи объекту лицензии сроком на пять лет.

Законодательство, регламентирующее разработку проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ):

  • Федеральный закон  РФ от 10.01.02 г.  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
  • Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.92 г. № 545 (в ред. от 16.06.2000) «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»
  • Постановления Правительства Российской Федерации № 182 от 02.03.2000 г. (в ред. от 15.02.2011) «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ».
  • Постановления Правительства Российской Федерации № 183 от 02.03.2000 г. (в ред. от 15.02.2011)
  • «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него».
  • Постановления Правительства РФ от 15.01.2001г. № 31 (в ред. от 21.04.2010) «Об утверждении положения о государственном контроле за охранной атмосферного воздуха»
  • Приказ Министерства природных ресурсов  и экологии РФ от 25.07.2011 г. № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1-1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) (2008 г. в ред. №1, №2, №3).
  • ОНД-86 "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий".

Список требуемых документов для разработки проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ):

  1. Юридические реквизиты предприятия;
  2. Свидетельство о государственной регистрации;
  3. Свидетельства прав на землю, здания или договоры об аренде;
  4. Краткая информация о деятельности производства;
  5. Подробное описание технологического процесса;
  6. Перечень технологического оборудования, которое применяется в производстве, их модели, паспорта, высоты мест выброса и местоположение, наличие фильтров;
  7. Данные о поставках сырья и их безопасности;
  8. Данные о поставке воды и оказании канализационных услуг;
  9. Данные о местах расположения контейнеров для мусора, местах временного хранения отходов, копии договоров с мусороуборочными и перерабатывающими компаниями;
  10. Данные о проведении на предприятии дезинфекций, наименование средства, его состав, объем использования на одно здание, периодичность;
  11. Проект вентиляционных труб, кондиционирования;
  12. Генеральный план предприятия с точным масштабом;
  13. Ситуационный план предприятия с указанием ближайшей жилой зоны с точным масштабом;
  14. Данные о фоновых концентрациях и климате района расположения объекта (действующие оригиналы из ЦГМС);
  15. Наличие служебного автотранспорта (наименование, количество единиц, технические характеристики, график работы, место стоянки), а также сведения о месте их технического обслуживания и ремонта (договор);
  16. Наличие и местоположение автостоянки для работников предприятия, количествомест;
  17. Предыдущий проект ПДВ или проект ОВОС.

Этапы разработки проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ):

1 этап – Инвентаризация источников загрязнения организации, сбор и анализ вводных данных.

Проведение инвентаризации  всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с составлением отчета по итогам инвентаризации. Сбор исходных данных, организация и контроль инструментальных измерений на источниках выброса.

2 этап – Разработка проекта ПДВ.

Проведение всех расчетных работ, главной из которых является расчет содержания вредных элементов, составление карты расположения всех источников выбросов и объектов, расположенных на санитарно-защитных территориях.

3 этап – Утверждение и согласование.

Техническое сопровождение при согласовании ПДВ в государственных уполномоченных органах с получением экспертного заключения, санитарно-эпидемиологического заключения на разработанный проект, утвержденного Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с нормативами предельно допустимых выбросов. Передача оригиналов указанных документов Заказчику..

Согласование проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ)

Согласно п.6. Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предельно-допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих ПДВ санитарным правилам.

После согласования проекта нормативов ПДВ необходимо получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Для организаций, подлежащих федеральному контролю:

  1. Согласование в аккредитованной экспертной организации (например, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии») – получение экспертизы (60 дней);
  2. Согласование в Роспотребнадзоре – получение санитарно-эпидемиологического заключения (30 дней);
  3. Согласование в Росприроднадзоре – получение нормативов выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ (35 рабочих дней; 120 рабочих дней для ВСВ).

Для организаций, подлежащих региональному контролю:

  1. Согласование в аккредитованной экспертной организации – получение экспертизы (60 дней);
  2. Согласование в Роспотребнадзоре – получение санитарно-эпидемиологического заключения (30 дней);
  3. Согласование в Росприроднадзоре – получение нормативов выбросов загрязняющих веществ (35 рабочих дней; 120 рабочих дней для ВСВ);
  4. Согласование в органах исполнительной власти – получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ (30 рабочих дней).

 

Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Санитарно-защитная зона – это зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Кому и зачем нужно разрабатывать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)?

Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта СЗЗ осуществляется при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источники воздействия на окружающую среду и здоровье человека – это объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают уровень 0,1 ПДК или ПДУ (предельно допустимая концентрация или предельно допустимый уровень).

При сохранении объемов и направления деятельности проект СЗЗ обновляется раз в пять лет. В случае изменений в деятельности действующего предприятия возникает необходимость разработки нового проекта.

Законодательство, регламентирующее разработку проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ):

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ 
  • Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ 
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ 
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 
  • СП 1.1.1058-01 
  • СанПиН 2.1.2.2645-10 
  • ГН 2.1.6.1338-03 
  • ГН 2.1.6.2309-07 . 

Список требуемых документов для разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ):

  1. Юридические реквизиты предприятия;
  2. Свидетельство о государственной регистрации;
  3. Свидетельства прав на землю, здания или договоры об аренде;
  4. Краткая информация о деятельности производства;
  5. Описание подробного технологического процесса;
  6. Перечень технологического оборудования, которое применяется в производстве, их модели, паспорта, высоты мест выброса и местоположение, наличие фильтров;
  7. Данные о поставках сырья и их безопасности;
  8. Данные о поставке воды и оказании канализационных услуг;
  9. Данные о местах расположения контейнеров для мусора, местах временного хранения отходов, копии договоров с мусороуборочными и перерабатывающими компаниями;
  10. Данные о проведении на предприятии дезинфекций, наименование средства, его состав, объем использования на одно здание, периодичность;
  11. Проект вентиляционных труб, кондиционирования;
  12. Генеральный план предприятия с точным масштабом;
  13. Ситуационный план предприятия с указанием ближайшей жилой зоны с точным масштабом;
  14. Данные о фоновых концентрациях и климате района расположения объекта (действующие оригиналы из ЦГМС);
  15. Характеристика спецификации шумового воздействия, наличие шумопоглощающих конструкций на предприятии;
  16. При наличии трансформатора данные о его классе напряжения и мощности;
  17. Наличие служебного автотранспорта (наименование, количество единиц, технические характеристики, график работы, место стоянки), а также сведения о месте их технического обслуживания и ремонта (договор);
  18. Наличие и местоположение автостоянки для работников предприятия, количествомест;
  19. Предыдущий проект СЗЗ или проект ОВОС.

Этапы разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ):

1 этап – Разработка проекта  расчетной санитарно-защитной зоны.

Получение справок фоновых и климатических характеристик района расположения объекта

Инвентаризация источников выброса и источников выделения (без оформления отчета об инвентаризации)

Подготовка исходной информации для расчетов

Разработка проектов санитарно-защитной зоны для котельных АО «Регионгаз-инвест»

обоснование размеров СЗЗ предприятия по фактору загрязнения атмосферного воздуха

обоснование размера СЗЗ по физическим факторам расчетным путем

обоснование размера СЗЗ по оценке риска для здоровья человека;

определение интегральной СЗЗ с учетом химических и физических воздействий на атмосферный воздух

функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны  предприятия  и режим её использования

разработка программы натурных исследований атмосферного воздуха по загрязняющим веществам и акустическому воздействию для обоснования расчетной границы СЗЗ

оформление проектов санитарно-защитных зон для котельных, передача на согласование Заказчику

Размеры расчетной санитарно-защитной зоны для действующих промышленных объектов устанавливаются на основании:
•  общей классификации опасности предприятия в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03*;
•  расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха;
•  физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля). Для предприятий I и II класса опасности в рамках проекта расчетной СЗЗ разрабатывается раздел «Оценка риска для здоровья населения».

*Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
  • промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
  • промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
  • промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
  • промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
  •  

Сопровождение документации при согласовании проекта Оформление сведений, содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (в бумажном виде и в виде файлов в формате XML)*

Передача на проведение экспертизы проектов СЗЗ в организацию, имеющую аккредитацию в органе инспекции на данный вид работ, устранение замечаний (при их наличии).

Итог: получение экспертного заключения на проект СЗЗ

Передача на согласование проекта  СЗЗ в «Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»,

Итог: получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта СЗЗ

 

2 этап – Подтверждение расчетной СЗЗ натурными исследованиями.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 расчетная СЗЗ предприятия должна быть подтверждена натурными исследованиями.
Инструментальные замеры проводятся в соответствии с программой подтверждения расчетных границ санитарно-защитной зоны, согласованной в составе проекта расчетной СЗЗ. Для предприятия I и II класса опасности измерения проводятся с частотой не менее пятидесяти дней наблюдений на каждый ингредиент к каждой точке, для предприятий III-V класса опасности измерения проводятся с частотой  не менее тридцати дней наблюдений на каждый ингредиент к каждой точке.

3 этап – Установление окончательных границ  санитарно-защитной зоны.

Установление окончательной  санитарно-защитной  зоны  для промышленных объектов и производств  осуществляется на основании  проекта расчетной санитарно-защитной зоны и систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха.

Согласование проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

1. Согласование в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» – получение экспертизы (60 дней);

2. Согласование проекта в Роспотребнадзоре – получение санитарно-эпидемиологического заключения (30 дней).

Проект СЗЗ может быть утвержден только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Для предприятий I и II класса опасности проект СЗЗ должен получить заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Проект санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV и V классов опасности получает санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

После прохождения всех этапов предприятие получает лишь временно установленную СЗЗ. По прошествии года и при условии соблюдения всех норм и требований устанавливается окончательная граница санитарно-защитной зоны предприятия.

 

Проект допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

Нормативы допустимых сбросов (НДС) – это масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в соответствии с установленным режимом водоотведения в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения нормативного качества воды в контрольном створе.

Кому и зачем нужно разрабатывать проект нормативов допустимых сбросов (НДС)?

Разработка нормативов допустимых сбросов выполняется во исполнение Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проект НДС разрабатывается на 5 лет для юридических или физических лиц, осуществляющих сброс сточных вод с территории предприятия (через очистные сооружения, дренажную систему, канавы) и их отвод в водные объекты природные или искусственные водоемы.

Также проект НДС разрабатывается для абонентов, сбрасывающих сточные воды через централизованные системы водоотведения, (если суммарный сброс сточных вод по нескольким выпускам в одну ЦСВ более 200 м3/сутки). В данном случае проект разрабатываются абонентами на срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение.

Законодательство, регламентирующее разработку проекта нормативов допустимых сбросов (НДС):

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. №74-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2007 г. №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
  • РД 52.24.622-2001 
  • ГОСТ Р 51232-98 

Список требуемых документов для разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС):

  1. Юридические реквизиты организации;
  2. Правоустанавливающие документы на землепользование (договор аренды участка, свидетельство о собственности);
  3. Копия лицензии и условий пользования недрами (в случае забора воды из подземного источника);
  4. Копия договора на прием воды (если водоснабжение осуществляется от коммунальных сетей);
  5. Копия договоров на отпуск сточных вод и разрешение на осуществление сброса в канализационную систему (если сточные воды поступают в существующие сети канализации);
  6. Сведения, содержащие максимально полные и достоверные данные относительно объекта (населенного пункта, очистных сооружений): специализация, структурные подразделения, численность населения, сооружения, характеристики;
  7. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  8. Водохозяйственный баланс водопользования и схема водоснабжения и водоотведения сточных вод;
  9. Отчетность 2-ТП водхоз за последние 5 лет;
  10. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску с характеристикой типа выпуска;
  11. Справка о площадях (данные, характеризующие размеры территории, на которой находится объект, тип застройки, наличие таких дополнительных объектов, как газоны, автостоянки, грунтовые дороги и покрытия);
  12. Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  13. Генеральный план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, карта-схемы с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  14. Программа экологического контроля за содержанием загрязняющих веществ в водном объекте-приемнике сточных вод;
  15. Данные приборов учета потребляемых и сбрасываемых сточных вод;
  16. Паспортные данные очистных сооружений, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения на установки, схема очистки, мощность установки;
  17. Паспортные данные оборудования для учета сточных вод (счетчики воды);
  18. Протоколы компонентного химического анализа, паразитологического и микробиологического вод до и после очистных сооружений;
  19. Аттестаты аккредитаций лабораторий, проводящих анализы сточных и поверхностных вод;
  20. Справка о среднем многолетнем количестве осадков по месяцам, за год (мм) и о средней продолжительности осадков по месяцам в часах. Сумма осадков с расчетом с поправками на ветровой недоучет;
  21. Копия приказа о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды, копия аттестата об его экологическом образовании;
  22. Предыдущий проект НДС (при наличии).

 

В случае осуществления сброса сточных, в том числе дренажных вод, в водный объект:

 

  1. Описание оголовок выпуска сточных вод;
  2. Ситуационный план (карта-схема) местности с привязкой к территории организации и к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  3. Протоколы компонентного химического анализа, паразитологического и микробиологического водного объекта в контрольном створе за последний год, а также фоновые концентрации в водном объекте;
  4. Гидрологическая, гидрохимическая и морфометрическая характеристики участка водного объекта, куда осуществляется сброс;
  5. Сведения о водном объекте из государственного водного реестра;
  6. Сведения о категории водного объекта (

Этапы разработки проекта нормативов допустимых сбросов (НДС):

  • Сбор и анализ данных о предприятии;
  • Инвентаризация источников сброса;
  • Исследование сточных вод и классификация загрязняющих веществ;
  • Расчет нормативов для конкретного предприятия;
  • Составление плана снижения уровня сбросов и контроля над улучшениями экологической обстановки;
  • Оформление проекта НДС;
  • Утверждение проекта НДС в соответствующих инстанциях.

Согласование проекта нормативов допустимых сбросов (НДС)

  • Территориальное отделение водных ресурсов (БВУ) – выдает разрешение на пользование водным объектом (30 дней);
  • Территориальное отделение водных ресурсов (БВУ) – согласует проект НДС с территориальным управлением федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальным управлением Росрыболовства, территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и производит утверждение нормативов допустимых сбросов (45 рабочих дней);
  • Управление Росприроднадзора – выдает разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (30 рабочих дней).

 

Утверждение НДС производится по «Административному регламенту Федерального агентства водных ресурсов по представлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей…» по приказу Минприроды России от 2 июня 2014 г. № 246. По регламенту упрощена процедура утверждения проектов НДС путем реализации принципа «одного окна», сокращены сроки согласования, водопользователи не участвуют в согласовании проекта НДС, это делают Росводресурсы самостоятельно в рамках межведомственного согласования. Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации принятых документов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, предприятие-водопользователь обязано разработать «План снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г № 317. «План снижения сбросов…» согласовывается в Управлении Росприроднадзора.

После утверждения НДС «Разрешение на сбросы» выдается территориальным органом Росприроднадзора на срок действия этих нормативов. При получении Разрешения на сбросы представляется согласованный с территориальным органом Росприроднадзора «План снижения сбросов…» с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливаются лимит на сбросы. При наличии установленных лимитов на сбросы (временно согласованных сбросов), Разрешение на сбросы выдается на один год с последующим переоформлением с учетом реализации запланированных водоохранных мероприятий.

Размер государственной пошлины за выдачу Разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду – 3500 рублей, (установлен Федеральным законом от 21.07.2014 г № 221-ФЗ).

 

Проект зон санитарной охраны (ЗСО)

Зона санитарной охраны – это специально выделенная, огражденная и охраняемая территория, в центре которой находится действующий источник водоснабжения. В этой зоне устанавливается особый режим, который обеспечивает требуемую защиту подземного или поверхностного водозабора от загрязнений любого характера и происхождения и способствует сохранению требуемого санитарного качества воды.

Кому и зачем нужен проект зон санитарной охраны (ЗСО)?

В соответствии с законодательством, зоны санитарной охраны организуются на всех водозаборах, насосных станциях и водопроводах (водоводах), независимо от их ведомственной принадлежности и способа отбора воды (поверхностного или подземного).

Разработка проекта ЗСО необходимо для действующих и строящихся водозаборов, которые являются источниками централизованного и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для источников технического водоснабжения не требуется установление ЗСО.

Размер зон санитарной охраны утверждается проектом организации зон санитарной охраны после согласования с Роспотребнадзором. Установленные границы зон санитарной охраны действуют бессрочно при неизменности мощности насоса скважины, эксплуатации источников водоснабжения в целом или санитарных условий в режиме хозяйствования

Законодательство, регламентирующее разработку проекта зон санитарной охраны (ЗСО):

  • Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
  • Постановление Правительства Российской Федерации N 554 от 24.07.2000 г. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»;
  • «Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод». МПР России, 2007г.
  • СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода.
  • Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Минздрав России. 2001г.
  • Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». 2003г.
  • Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчёту запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод МПР России 2010г.
  • ГОСТ Р 53579-2009. Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению. 2009г.
  • СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения: Санитарные правила и нормы»

Список требуемых документов для разработки проекта зон санитарной охраны (ЗСО):

  1. Юридические реквизиты организации;
  2. Правоустанавливающие документы на землепользование (договор аренды участка, свидетельство о собственности);
  3. Лицензия на право пользования недрами (для скважины);
  4. Разрешение на пользование водным объектом / Лицензия на водопользование;
  5. Краткая характеристика деятельности производства;
  6. Общие сведения об участке водозабора;
  7. Климатическая характеристика района расположения водного объекта / скважины (действующий оригинал из ЦГМС);
  8. Гидрологическая характеристика водного объекта / Гидрогеологическое заключение Департамента недропользования о возможности использования подземных вод (т.е. описание водоносных горизонтов, участвующих в геологическом строении территории);
  9. Данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними (для скважины);
  10. Отчет о проведенной оценке количества, назначения и качества воды источника;
  11. Перспектива водоотбора на следующие 5–10 лет (уменьшится, увеличится или останется на таком же уровне);
  12. Данные о перспективах строительства в районе расположения артезианских скважин (в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов) – справка в свободной форме;
  13. Анализ водопотребления, нормативно-балансовый расчет водопотребления и водоотведения;
  14. Схема водопотребления и водоотведения;
  15. Информация об объектах, расположенных во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны, являющихся источниками загрязнения водного объекта;
  16. Технический паспорт, геологический разрез и учетная карточка артезианской скважины;
  17. Данные об устройстве скважин (затрубная цементация эксплуатационной колоны, бетонная опалубка скважины, оголовок, павильон насосной станции и др.);
  18. Данные о насосной станции (справка о глубине установки насоса в теле скважины, марка насоса);
  19. Техническая характеристика водозаборных сооружений:
    • инструкции по эксплуатации станций 1 и 2 подъема и других гидротехнических сооружений;
    • при наличии оборудования очистки и обеззараживания воды – паспорта на водоочистные установки;
  20. Договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод;
  21. Протоколы анализов воды:
  • Не менее 4-х проб в течение года (по сезонам) по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям воды;
  • 1 проба в течение года на органические и неорганические вещества;
  • Ежегодный расширенный радиологический анализ воды (за последний год). Протокол и экспертное заключение о соответствии, либо несоответствии радиационных показателей нормам.
  1. Акты обследования источника водозабора контролирующими организациями и
  2. Картографический материал:
  • Ситуационный план в масштабе 1:500 либо 1:1000, для нанесения первого пояса ЗСО артезианской скважины;
  • Ситуационный план в масштабе 1:10000 либо 1:25000 с нанесением всех расположенных на данной территории объектов, для нанесения второго и третьего поясов ЗСО артезианской скважины;
  • Графический материал на лесоустроительную документацию (если скважина расположена в лесной зоне);
  1. Рабочая программа производственного контроля качества воды;
  2. План водоохранных мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственного лица, сметной стоимости и источников финансирования;
  3. Паспорта и сертификаты на насосы, фильтры, контрольно-измерительную аппаратуру (при наличии);
  4. Предыдущий проект ЗСО (при наличии).

Основные этапы разработки проекта зон санитарной охраны (ЗСО):

1 этап – Сбор и анализ исходной информации.

Выезд специалиста для проведения обследования состояния водозаборных сооружений (скважин) и прилегающей территории. Подготовка необходимых справок, протоколов исследования, картографического материала

2 этап – Разработка проекта ЗСО.

Разработка проекта на основании результатов обследования и полученных данных заказчика, а также фондовых материалов региональных исследований.

3 этап – Согласование проекта ЗСО.

Согласование проекта и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласование проекта зон санитарной охраны (ЗСО):

  • Согласование плана мероприятий по второму и третьему поясам зон санитарной охраны с землепользователями, попадающими в радиусы этих поясов (от 30 до 180 дней);
  • Согласование в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» – получение экспертного заключение о соответствии (несоответствии) проекта ЗСО СанПину 2.1.4.1110-02 (60 дней);
  • Согласование ЗСО в Роспотребнадзоре – получение санитарно-эпидемиологического заключения (30 дней).

Организации необходимо исполнять намеченные в проекте мероприятия, которые направлены на создание и поддержание правил и режима хозяйственного использования территории в пределах всех трех поясов ЗСО.

 

Проект рекультивации нарушенных земель

Рекультивация земель – это система мер по решению вопросов рационального использования земельных ресурсов и проблем охраны природы в целом. Рекультивации подлежат все земли, претерпевающие изменения в рельефе, почвенном покрове, материнских породах, которые происходят или уже произошли в процессе горных, строительных, гидротехнических, геологоразведочных и других видов работ. Следует рекультивировать т

ajaxLoader